Специалист по госзакупкам - все о профессии, обучении и уровне зарплаты
Профессия специалиста по государственным закупкам, или тендер-менеджера, становится все более востребованной, что обосновано популяризацией тендеров среди компаний, задействованных в разных сферах бизнеса, вне зависимости от их масштаба. Сейчас почти в каждой организации, продающей или производящей продукцию либо оказывающей услуги, есть должность специалиста по закупкам. Но чем же конкретно он занимается? Какими навыками и знаниями владеет? Сколько зарабатывает? И есть ли смысл стремиться войти в эту профессию? Об этом и многом другом мы и расскажем в нашей статье.
Кратко об истории распространения профессии, ее понятии и сути
Начнём с того, что спрос на специалистов по государственным закупкам среди предприятий разных форм собственности и сферы деятельности за последние 5-7 лет значительно увеличился. Такая небывалая востребованность профессии напрямую связана с возросшей популярностью гостендеров, участие в которых позволяет многим компаниям весьма неплохо зарабатывать. Не последнюю роль в процессах популяризации сыграло и государство, которое медленно, но верно увеличивало объем инициируемых им же закупок путем принятия новых законодательных актов и внесения поправок в уже существующие.
Первый закон, регламентировавший процессы госзакупок, был принят в далеком 2005 году. Именно ФЗ-94 стал отправной точкой в активизации интереса к тендерам и распространении профессии специалиста, принимающего непосредственное участие в них. Следующим шагом стал ФЗ-223 2012 г., а двумя годами спустя - ФЗ-44, которые завершили процесс законодательного регулирования контрактной системы закупок и участия в них в том числе и коммерческих организаций.
Значительное увеличение объемов закупок, инициируемых государством, создавало идеальные условия для формирования больших денежных потоков и, как следствие, повышения внимания со стороны общественности. Все это привело к росту медийности рынка госзакупок и резкому скачку числа желающих вступить в ряды его участников. А появившееся сообщество так называемых “инфоцыган”, предлагавшее разные методы сомнительного обучения процедурам государственных закупок, окончательно подвело черту: принимать участие в тендерах не стремились разве что ленивые.
В результате такой эволюции в бизнес-среде сформировался весьма четкий портрет квалифицированного сотрудника, который должен способствовать участию и, конечно же, победам компании в тендерах. Таким сотрудником стал “специалист по госзакупкам”, или как еще его называют, “тендер-менеджер”, который, говоря простыми словами, занимается поиском конкурсных предложений по ФЗ-44 и ФЗ-223, организует участие в них и контролирует всю процедуру в целом.
Государственные учреждения и муниципалитеты зачастую нуждаются в приобретения товаров и/или услуг. Но в соответствии с действующим законодательством, они не могут обратиться к любому поставщику на свой выбор. Госучреждения обязаны проводить торги, предполагающие конкурентную борьбу между кандидатами, по результатам которой будет выбран победитель.
Для чего все это нужно? В первую очередь для того, чтобы лучше контролировать целевое использование выделяемых на закупки средств, соблюдать прозрачность процедуры и принципы равноправного соперничества. Для повышения вероятности выигрыша в тендере организациям и нужен специалист по закупкам, способный правильно составить документы, проанализировать текущую ситуацию, оценить шансы и прочее.
Если говорить об организаторах тендеров (заказчиках), то у них процедурами проведения торгов занимается либо контрактный управляющий, либо специализированный отдел. Здесь все зависит от масштабов закупок и бюджета. Рассматривают поступившие заявки закупочные комиссии, определяющие, насколько тот или иной кандидат соответствует предъявленным требованиям. По закону в их состав должны входить лишь специалисты, прошедшие профессиональную переподготовку в области госзакупок (то есть, по сути, те же тендер-менеджеры).
К сотрудникам поставщиков никакие специальные требования не предъявляются. Фактически они могут назначить на должность тендер-менеджера любого человека. В действительности же так никто не поступает. Ведь при отсутствии должного опыта и знаний шансы выиграть тендер будут приближаться к нулю.
10 лучших курсов по управлению государственными закупками
Название курса | Цена курса | Длительность курса | Начало | Диплом / сертификат | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|
Онлайн-обучение по 44-ФЗ и 223-ФЗ для поставщика от Контур Школы | 25 000 р | 256 часов | ежемесячно | + | Перейти на сайт |
Профессиональная переподготовка Специалист в сфере закупок от УЦ Финконт | 23 800 р | 525 часов | ежеквартально | + | Перейти на сайт |
Курс переподготовки по ФЗ-44 и ФЗ-223 от учебного центра Гарант | от 23 100 р | 260 часов | по мере набора группы | + | Перейти на сайт |
Эксперт в сфере закупок от Высшей школы закупок | от 21 000 р | 520 часов | устанавливается индивидуально | + | Перейти на сайт |
Управление государственными и муниципальными закупками от УЦ Ценный опыт | 8 500 р | 252 часа | устанавливается индивидуально | + | Перейти на сайт |
Знания, навыки и личностные качества
В первую очередь, специалист по госзакупкам должен быть юридически подкован. ФЗ-44 и 223, нормативно-правовые акты, гражданский кодекс, приказы, имеющие прямое или косвенное отношение к процедурам организации и проведения торгов, - все это "настольные книги" любого тендер-менеджера, в которые он заглядывает почти ежедневно. Более того, законодательная база активно эволюционирует и регулярно обновляется, что особенно актуально для сферы госзакупок, поэтому специалистам этой области необходимо всегда "держать руку на пульсе", стремясь не пропустить важных изменений.
Юридическая грамотность позволяет тендер-менеджеру не только готовить компанию к участию в торгах и контролировать процесс в целом, но и уверенно взаимодействовать с заказчиками, их представителями и надзорными органами.
Разносторонний опыт. Причем не только в части непосредственных побед в тендерах, проводимых в рамках разных ФЗ, но и участия в закупочных процедурах. Здесь речь идет об аукционах, запросах котировок, конкурсах. Если же такого опыта нет, то начинающему специалисту стоит стремиться трудоустроиться в организацию, в которой он сможет его получить.
Знания в области коммерческой деятельности, стратегического и товарного менеджмента, стандартизации, подтверждения соответствия, метрологии. А также правил таможенного контроля, экспертизы, безопасности продукции, ее транспортировки и хранения. Часть из этих областей знаний может и не понадобиться. Здесь многое зависит от компании-нанимателя и сферы деятельности. Но в любом случае все эти направления являются базовыми для любого специалиста по госзакупкам.
Навык взаимодействия с антимонопольной службой (или хотя бы теоретические знания того, как это делать правильно), сочетаемый с должной настойчивостью. Тендер-менеджеру просто необходимо уметь отстоять позицию представляемой организации на заседании УФАС.
Важность последнего навыка довольно сложно переоценить в случае, когда возникает необходимость подачи жалобы на установление заказчиком невыполнимых условий или документацию, что, кстати, происходит довольно часто. Правда, в большинстве случаев жалобы отклоняются, но это вовсе не значит, что попыток законно и справедливо победить не стоит предпринимать. Особенно понимая, что этому препятствует сам заказчик, разработавший условия, заточенные под "надежного поставщика" (то есть заранее выбранного участника).
Бывают и случаи, когда участнику, на выигрыш которого не рассчитывали, все же удается победить. И тогда с высокой долей вероятности у него возникнут серьезные сложности в процессе приемки. Например, в ТЗ заказчика указано: толщина рабочей части лопаты не должна быть меньше 5 мм. Вы только представьте, как и где можно использовать лопату толщиной в полсантиметра? В подобной ситуации исполнитель с высокой долей вероятности сошлется на ГОСТ, который такой толщины вообще не предполагает. Но заказчика это не интересует, ведь у него есть цель: купить товар у другого продавца, который из-за выигрыша текущего проиграл. Поэтому неугодному поставщику в приемке откажут, аргументировав: "Ваши лопаты не соответствуют ТЗ, привозите изделия с требуемыми характеристиками". А параллельно сообщат: "Нечего выигрывать не свои торги, наши привезут лопату толщиной в 1,5-2 мм, и все останутся довольны".
Прогнозировать подобное развитие событий грамотному специалисту по госзакупкам тоже следует уметь хотя бы с целью избежания попадания в список ненадежных поставщиков (а такой исход вполне возможен). Одновременно с этим, ему необходимо обладать и определенным набором личностных качеств, таких как:
целеустремленность;
стрессоустойчивость;
склонность к саморазвитию и росту;
коммуникабельность, гибкость;
аналитический склад ума;
способность к бизнес-планированию;
интуитивное понимание человеческой психологии;
нестандартное мышление, предполагающее применение творческого подхода при решении "приземленных" задач.
Не обойтись тендер-менеджеру и без готовности принимать неудачи, относясь к ним в какой-то степени философски. В ином случае раздражительность и периодически дергающийся глаз ему обеспечены.
Должностные обязанности и основные этапы работы
В основной перечень функций специалиста по госзакупкам, работающим в компании, выступающей в качестве конкурсного участника торгов, входят следующие обязанности:
поиск и детальный анализ государственных и коммерческих закупок;
работа с заявками по ФЗ-223 и ФЗ-44;
изучение тендерной документации, выявление и устранение нарушений, вызванных некомпетентностью либо ошибкой со стороны заказчика;
подача запросов на разъяснение документации;
взаимодействие с заказчиками, государственными и надзорными органами;
контроль хода процедуры закупки, отслеживание результатов;
оформление ЭЦП, своевременное ее продление;
регистрация в ЕИС, прохождение процедуры аккредитации на электронных площадках;
оценка рентабельности и целесообразности участия в закупках, торгах;
выполнение иных обязанностей, связанных с профессиональной деятельностью, с учетом отрасли и индивидуальных особенностей компании.
Что касается этапов работы, то она состоит из нескольких основных частей: поиска подходящей закупки, подготовки к подаче заявки, непосредственного участия, заключения договора, работы над заказом и направления жалоб при наличии такой необходимости в УФАС или прокуратуру.
Если же речь идет о специалисте, работающем в государственном учреждении, выступающем в роли заказчика, то в круг его обязанностей будет входить:
разработка (или участие) и подготовка к утверждению годовых планов по закупкам с учетом объема выделенных средств;
своевременное размещение информации на ЭТП;
проведение экспертизы (процедуры согласования) ТЗ на закупку с вышестоящими или иными уполномоченными органами;
участие в конкурсной комиссии при установлении квалификационных требований к участникам, проведении конкурсов или процедур запроса ценовых предложений;
комплексная оценка поступивших предложений и их проверка на соответствие требованиям;
участие в процедуре выбора победителя в установленном законом порядке;
подготовка пакета документов для последующего заключения государственных контрактов на поставку продукции (оказание услуг) и материалов для предъявления претензий к контрагентам;
взаимодействие с государственными органами;
составление отчетности.
Где учиться на специалиста по госзакупкам
Для этой категории специалистов предпочтительно иметь высшее профильное или смежное образование (близкое к основным функциям). Подходящими квалификациями являются: снабженец, логист, закупщик, менеджер, экономист, специалист по публичным закупкам, юрист. В международной терминологии тендер-менеджера могут называть "supply chain manager", что в дословном переводе с английского означает "менеджер по цепочке поставок", или "contracting officer" - "сотрудник по контракту".
В России конкретно специалистов по госзакупкам не готовят. В большинстве ВУЗов нет даже магистратур по этому направлению. Поэтому чаще всего тендер-менеджеры - это экономисты, окончившие факультет государственного и муниципального управления, товароведения или коммерческой деятельности; правоведы с дипломом юриста по гражданскому праву либо менеджеры по профилю "Логистика и управление цепями поставок" или "Управление проектами". Вне зависимости от направления в/о, сотрудники, работающие в государственных учреждениях, проходят курсы профессиональной переподготовки в обязательном порядке, а работники частных компаний делают это по своему усмотрению.
Для поступления в ВУЗ на одну из смежных специальностей после получения среднего образования придется сдать ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию и/или иностранному языку (зависит от учебного заведения и выбранного направления). В бакалавриате обучение длится 4 года при очной форме и 5 лет - при заочной.
Получить образование по направлению, близкому к закупкам, можно и на базе среднего специального (колледж или техникум) или уже имеющегося высшего. В обоих случаях срок обучения будет сокращенным: на базе в/о он составит около полутора-двух лет, на основе диплома ССУЗа - до трех.
Некоторые работодатели вполне могут рассматривать вариант найма на должность тендер-менеджера специалиста, имеющего профильное образование по отношению к сфере деятельности организации. Например, строительное предприятие может искать инженера с опытом работы на стройке.
Есть еще один способ входа в профессию, но он довольно сложный и продолжительный в части исполнения. Речь идет о самостоятельном освоении специальности и старте карьеры с должности стажера в какой-нибудь небольшой компании.
Для воплощения подобной идеи в жизнь необходимо:
изучить ФЗ-44 и 223 как "Отче наш";
разобраться во всех тонкостях электронных торговых площадок (ЭТП);
ознакомиться с томами профессиональной литературы, затрагивающей вопросы госзакупок;
прочитать тысячи страниц конкурсных документов;
просчитать несколько сотен тендеров.
После того, как вы будете уверены в своей хотя бы теоретически приемлемой квалификации (высокой достичь без практики не получится), можно попробовать трудоустроиться на должность помощника специалиста по госзакупкам.
Расходы на обучение
Стоимость обучения в ВУЗах по близким к профессии тендер-менеджера специальностям представлена в таблице.
Название ВУЗа | Специальность | Срок обучения (лет) | Цена 1 года обучения (тыс руб) | Стоимость за весь срок (тыс руб) |
РГУ им. А.Н. Косыгина | "Менеджмент" | 4 | 180 (очно) | 720 |
РЭУ им. Плеханова | "Менеджмент в инновационном и социальном предпринимательстве" | 4 | 320 (очно) | 1,280 |
Северо-Кавказский филиал РГУП | "Управление недвижимостью" (юрфак) | 5 | 55 (заочно) | 275 |
Центр развития программ дополнительного и онлайн-образования ДВФУ | "Менеджмент" | 5 | 80 (заочно) | 400 |
МГОУ | "Менеджмент" | 4 | 180 (очно) | 720 |
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС | "Сопровождение международных коммерческих сделок" | 4 | 540 (очно) | 2,160 |
НИУ МЭИ | "Логистика и управление закупками" | 5 | 84 (заочно) | 420 |
Во многих ВУЗах ежегодно выделяется определенное количество бюджетных мест. Поступить на них сложно, но вполне возможно.
Востребованность, перспективность профессии и уровень дохода
Специалист по госзакупкам является востребованной профессией. Он может трудоустроиться в любую торговую или производственную компанию, которая нуждается в подобном сотруднике. То же касается организаций, ведущих деятельность в сфере услуг, а также государственных и муниципальных учреждений, выступающих на ЭТП в роли инициаторов закупок.
По состоянию на октябрь 2022 года на одной из самых популярных площадок по поиску работы hh.ru опубликовано свыше 900 вакансий по всей стране. Большинство нанимателей ищет сотрудника с опытом, при этом около ⅛ части готовы рассмотреть и кандидатуру молодого специалиста.
Новичку сферы, делающему первые шаги в профессии, стоит присмотреться к небольшим компаниям либо предприятиям, готовым принять на работу неопытного сотрудника, например, на должность помощника или стажера. На высокую оплату труда в начале карьеры надеяться не стоит. Но при должном трудолюбии и старательности в ближайшем будущем специалист может рассчитывать на повышение в должности, предполагающее и увеличение зарплаты.
Со временем тендер-менеджер вполне может стать руководителем отдела закупок, ведущим логистом и даже коммерческим или генеральным директором. Главное в процессе работы активно осваивать смежные направления, которые могут поспособствовать карьерному росту.
Теперь немного о доходах. В среднем по стране тендер-менеджеры получают 80 тыс руб. Минимальная зарплата установилась на отметке в 40 тыс руб по всей РФ и в 55 тыс руб - по Москве. Самые привлекательные вакансии привычно сконцентрировались в столице и Санкт-Петербурге: в этих городах некоторые работодатели готовы платить своему сотруднику вплоть до 300 тыс руб и более.
В государственных и муниципальных учреждениях зарплаты скромнее: в среднем опытным высококвалифицированным специалистам по госзакупкам предлагают вознаграждение в районе 90 тыс руб (максимум 140-150 тыс руб), а стажерам - не более 45-50 тыс руб.
В развитых странах Западной Европы тендер-менеджеры ценятся больше: их зарплата начинается от 2,5 тыс евро. Самые амбициозные доходы у американцев: часть компаний предлагает вознаграждение, исчисляемое десятками тысяч долларов.
Плюсы и минусы профессии
К неоспоримым преимуществам профессии стоит отнести:
престижность;
востребованность;
возможность обзавестись полезными знакомствами;
многопрофильность специальности;
неплохой доход в перспективе.
Недостатки:
психологическая напряженность;
часто ненормированный график;
не всегда высокий заработок (особенно в начале карьеры);
сложность обучения;
необходимость постоянного самообразования и слежения за новшествами законодательства.
А еще, за нарушения в сфере госзакупок предусмотрено привлечение к ответственности. Причем не только к административной, но и к уголовной, предполагающей в том числе и наказание в виде лишения свободы. Поэтому работа тендер-менеджера требует колоссальной внимательности, осторожности и осмотрительности.
Комментарии 0